Красили пряжу и ткань отварами растений, которые собирали в поле, на лугу во время заготовки сена и даже в огороде во время прополки гряд. За красильными растениями и не нужно было далеко ходить - они часто росли тут же, под боком. На меже, у забора, где-нибудь на задворках, в ближнем овраге всегда, например, можно было найти крапиву, полынь, донник, пустырник, купырь, да и другие растения. Заготавливали красильные травы как бы между делом. На огороде при весенней копке нетрудно набрать красильных кореньев - пырея, конского щавеля, да и той же крапивы. Во время же прополки огорода поневоле надергаешь ромашки, мышиного горошка, сурепки и ястребинки - цветы этих растений традиционно использовались в народной практике для окраски пряжи и ткани. Самые различные красители в умелых руках получаются из картофельной ботвы, луковой шелухи и огуречной травы. А если выйти за околицу в поле, луг или на речку, то там красильных растений и того больше.
Тот, кому приходилось копать и пропалывать огород, знает, что дело это однообразное и муторное. Но если поставить перед собой целью не только вскопать огород, но и набрать побольше красильных кореньев, то работа станет более разнообразной и целенаправленной. Уже не досадуешь на то, что приходится с великим трудом выкапывать иной корень, вросший глубоко в землю. Крупный и сочный корень .- отличное сырье для красильных отваров. Выкопав, его уже не бросаешь небрежно в сторону, а кладешь в стоящую рядом корзину или ведро. Если же попадается участок земли, пронизанный вдоль и поперек белыми тонкими корнями, значит, здесь вольготно живется такому сорняку, как пырей. Чтобы от него избавиться, нужно как следует взрыхлить землю и выбрать из нее все корешки до единого. Вряд
ли такая работа может увлечь, но если знаешь, что корни пырея - это не только замечательное сырье для голубой краски, но и одно из лучших средств от простуды, то собирать их будешь если не с удовольствием, то, во всяком случае, без досады. С каким-то особым чувством удовлетворения разбиваешь лопатой очередной земляной ком, выколачиваешь из него клубок корней и обмолачиваешь словно сноп, ударяя о черенок лопаты. Освобожденные от земли корни складывают где-нибудь в кучку или же в корзину. Так же поступают и с корнями крапивы, замечательным сырьем для желтой краски.
Однообразием отличается и прополка огородных грядок. Главное, нужно наловчиться подхватывать сорняк так, чтобы его корень если не весь, то хотя бы более чем наполовину вылез из почвы. После окончания работы заготовленные корни тщательно промывают, нарезают и сушат на чердаке, под навесом или в вольной русской печи.
Оказывается, и летнюю прополку тоже вполне можно разнообразить, если между делом заготавливать находящиеся среди сорняков красильные травы. Травы складывают аккуратно в отдельные кучи, в одну сторону корнями, чтобы не пачкать цветы. Не позднее чем через час с них обрывают цветы, а у некоторых растений и листья. Заготовленные цветы и листья сушат на чердаке или под навесом.
После Петрова дня (29 июня по старому стилю, 12 июля по новому) уже начинают понемногу копать свежую картошку. Листья и ботва еще достаточно свежи и пригодны для изготовления красильных отваров, окрашивающих шерсть и растительные волокна в желто-лимонный и салатовый цвета. Для этих целей выбирают самые молодые и свежие верхушечные листья.
У травянистых красителей богатейшая палитра, в которую входят все цвета спектра. Но особенность их заключается в том, что цвета растительных красителей мягкие, они не имеют той вызывающей яркости, которая присуща анилиновым красителям.
Содержание красящих веществ в каждом растении зависит от многих причин, например, от состава почвы.Разные цветовые оттенки будут у красителя из крапивы, выросшей на унавоженной почве в огороде и на пустыре. Было подмечено, что концентрация красящего вещества в разных частях растения зависит от времени сбора красильного сырья. Чем старее листья, тем меньше в них красящих веществ, поэтому листья старались собирать те, которые только что распустились. Цветы тоже собирали в начале их цветения - увядающие цветы не дают чистую и насыщенную окраску. Корни заготавливали ранней весной, когда на растении едва-едва начинали появляться первые ростки или же поздней осенью, когда оно начинало увядать.
ЗАГОТОВКА КРАСИЛЬНОГО СЫРЬЯ ВПРОК. Наиболее яркая и сочная окраска тканей, а также растительных материалов и изделий из них получается при обработке отваром (экстрактом) из свежих растений. Но, несмотря на это, растения все же заготавливали впрок, поскольку ткани чаще всего окрашивали осенью, зимой и даже ранней весной. На дворе метет метель, трещит мороз, а мастер может в любое время достать заготовленные летом травы и коренья, сделать из них отвар, и как по мановению волшебной палочки живые краски лета перейдут на холст или пряжу.
Чтобы находящиеся в разных частях растения красящие вещества не выгорали, их обязательно сушат только в тени - под навесом или на чердаке. Стараются высушить как можно быстрее: чем быстрее высохнет сырье, тем больше красящих веществ в нем сохранится. В ненастные дни воздух на чердаке или под навесом перенасыщен влагой, травы и коренья сушат с помощью русской печи. Но даже в жаркую погоду собранное сырье нужно не мешкая начать сушить. Чем дольше травы и коренья находятся в сыром состоянии, тем ниже качество сырья. Слежавшаяся трава начинает постепенно преть, а затем буреет.
Идеальное место для сушки растений в летнее время - чердак, особенно если он имеет металлическую крышу. Нагреваясь на солнце, жестяная крыша обеспечивает высокую температуру внутри чердачного помещения. Чтобы воздух на чердаке непрерывно циркулировал и постоянно уносил образующиеся при сушке водяные пары, дверь на чердак и слуховое окно оставляют открытыми. Особенно хорошей бывает тяга, если слуховое окно расположено на южной стороне дома, а чердачная дверь на северной, а не наоборот.
Быстро и без потерь листья, цветы и корни можно высушить на холстинах, рогожах мешковине, натянутых на специальные рамы. Рамы сколачивают из брусков с прямоугольным сечением. На них натягивают ткань и прижимают снизу узкими рейками. Сырье равномерно рассыпают на натянутой ткани, а рамы размещают на специальных стеллажах, сколоченных из брусков или жердей. Сырье, находящееся на натянутом холсте, хорошо проветривается. Тем не менее его обязательно ворошат несколько раз в течение дня, разбивая слежавшиеся комки.
Как уже говорилось, для сушки растительного сырья в сырую и холодную погоду можно использовать печь. Более всего для этих целей подходит русская печь, у которой, кроме духовой камеры, есть достаточно большая лежанка. Печь слегка протапливают и на лежанке расстилают холст или газетную бумагу, можно также положить снятые с чердака сушильные рамы. Траву, цветы и мелко нарезанные корни рассыпают на ткани или бумаге тонким слоем. Если сырье начали сушить с вечера, то к утру трава уже высохнет, сохранив свою естественную окраску. Если же корни не досохли, их высыпают на противень с постеленной на дне бумагой. Противень помещают в духовую камеру печи, оставив заслонку приоткрытой. К вечеру корни высохнут окончательно.
Высушенные цветы, листья и корни рассыпают в отдельные целлофа овые пакеты или стеклянные банки, которые плотно закрывают крышками. Пакеты и банки хранят темном месте. Хранение на свету может привести к почти полной потере красящих веществ, особенно хлорофилла.
ПОДГОТОВКА К КРАШЕНИЮ. Растительными красителями можно окрашивать не только шерсть, шелк, лен, хлопок и другие текстильные материалы, но и сухие травы, используемые для плетения, кожу, кость и древесину. В дальнейшем будет рассказано о том, как окрашивают пряжу и ткань, но ту же технологию можно использовать окрашивания и других материалов.
Пряжу и ткань перед крашением обезжиривают, выстирав в теплой воде с мылом. Сильно загрязненную ткань кипятят в 4%-ном растворе кальцинированной соды с добавлением хозяйственного мыла. Раньше в деревнях ткани обезжиривали и в щелоке - отваре древесной золы. Золу насыпали в мешочек из тонкой ткани и опускали в чугун, в котором кипятилась ткань. Белье также "бучили" в высокой кадке. В кадку заливали горячий щелок, а затем бросали на дно раскаленные в печи камни. Вода в кадке вскипала, и тогда в нее загружали белье. Закрыв кадку крышкой, сверху набрасывали старое одеяло, чтобы из нее не уходил жар. Когда вода в кадке остывала, из нее вынимали белье. Потом его полоскали и вешали сушить.
Впрочем, каждый материал стирался всегда с учетом его особенностей. В этом отношении любопытен старинный способ стирки шелка, применявшийся в странах Востока. В одной средневековой книге для этих целей рекомендуется использовать сорное растение лебеду копьевидную. Автор пишет: "Если сварить (лебеду Г Ф.) и в отваре вымыть грязную шелковую одежду, то очистит ее и придаст блеск". О действенности этого метода можно судить, только испытав его на практике. Лебеда копьевидная, или копьелистная, растет не только в восточных странах, но и в Европе. Возможно, и другие виды лебеды обладают подобными моющими свойствами.
Для стирки тканей, в частности шелка, использовалось и другое травянистое растение - мыльнянка.
КРАСИЛЬНАЯ ВАННА И ПРИСПОСОБЛЕНИЯ. Готовить экстракт растительных красителей, а также окрашивать и закреплять (квасцевать) ткани и пряжу можно только в эмалированной посуде - кастрюле или бачке. Нельзя применять в качестве красильного чана железную, медную и алюминиевую посуду, которая будет вступать в реакцию с протравой, применяемой в процессе квасцевания и крашения. На дно посуды кладется деревянная решетка, которая предохраняет ткань и пряжу от пригорания. Потребуются также деревянная палка и щипцы, с помощью которых ткань и пряжу время от времени переворачивают в красильном и протравном растворах. К выбору древесины для изготовления решетки, палки и щипцов нужно отнестись очень ответственно. Необходимо, чтобы она не содержала прежде всего смолу, дубильные и красящие вещества. Нельзя использовать древесину сосны, ели, лиственницы и других хвойных пород, богатых смолой, а также дуба и ивы, содержащих много дубильных веществ. Практика показала, что лучшая древесина для изготовления подобных приспособлений - березовая и липовая. Соединяют рейки решетки с помощью деревянных (но не металлических!) гвоздей. Там, где на пересечении реек нужно забить деревянный гвоздь, предварительно сверлят сквозное отверстие. Чтобы древесина не цепляла ткань, каждую деревянную деталь тщательно шлифуют шкуркой или наждачной бумагой.
ЭКСТРАКЦИЯ (ИЗВЛЕЧЕНИЕ) КРАСИТЕЛЕЙ. Любые красители, находящиеся в цветах, листьях и корнях травянистых растений, извлекают вывариванием сырья в мягкой воде. В летнее и осеннее время для этих целей используют дождевую воду, которую специально собирают, установив бочку под водосточной трубой. Водопроводную и ключевую воду желательно не использовать. В жесткой воде, содержащей различные соли, краситель может выпасть в осадок. Если все же другой воды нет, то необходимо ее смягчить, дав отстояться в течение нескольких дней. В зимнее время мягкую воду получают из снега, а весной собирают талую воду. Собранную воду тщательно фильтруют, пропуская через марлю, сложенную в несколько слоев.
Чтобы приготовить красильный раствор, в эмалированную посуду кладут растительное сырье и заливают мягкой водой (100 г сырья на 1 л воды). Посуду ставят на плиту и доводят воду до кипения. Если производят экстракцию красителя из цветов, то раствор кипятят в течение 30 минут, если из листьев - 1 час, а из корней - 2 часа. Извлечение красителя из растительного сырья пойдет значительно быстрее, если, в него добавить питьевую соду (двууглекислый натрий). На 1 л раствора должна приходиться 1 чайная ложка питьевой соды.
Когда вываривание растительного сырья будет закончено, полученный экстракт процеживают через марлю, сложенную в несколько слоев. Обычно даже после длительного вываривания в растительном сырье все же остается какая-то часть красителя. Чтобы извлечь его полностью, оставшуюся массу заливают наполовину водой и варят еще примерно час. Процеженный раствор смешивают с экстрактом, полученным ранее. Непосредственно перед крашением экстракт разбавляют мягкой водой до рабочего состояния. Экстракт можно хранить в холодильнике, но не более двух суток.
КРАШЕНИЕ ПРЯЖИ, ТКАНИ И ДРУГИХ МАТЕРИАЛОВ. Процесс крашения особой сложностью не отличается. Перед его началом на дно эмалированной посуды кладут деревянную решетку. Чтобы решетка не всплывала, ее прижимают небольшим деревянным клинышком. На решетку кладут тот материал, который хотят окрасить - пряжу, ткань или рогоз, ситник, камыш и др. Затем в посуду наливают красильный экстракт и ставят на плиту. Дождавшись, когда раствор закипит, убавляют огонь и продолжают кипячение уже на малом огне.
КВАСЦЕВАНИЕ (ЗАКРЕПЛЕНИЕ) КРАСИТЕЛЯ. Чтобы растительные красители прочно держались на материале, не выгорали на свету и не боялись стирки, их необходимо закрепить солями металлов - протравой. Процесс обработки материала протравой называют квасцеванием. Квасцевание можно выполнять перед крашением, во время крашения и после него. Выбор способа квасцевания зависит от особенностей растительного сырья и отражается на тональности окрашивания. Если хотят сохранить естественный цвет природного красителя, получить более светлые и чистые тона, то применяют алюмо-калиевые квасцы (двойную сернокислую соль калия и алюминия).
При окрашивании материала в желтые, зеленоватые, серые и коричневые тона в качестве закрепителя используется медный купорос (сернокислая медь).
Если же хотят получить в сочетании с определенным экстрактом темно-серый, темно-коричневый и черный цвета, то для квасцевания используют железный купорос (сернокислое железо). Медный и железный купорос продается в хозяйственных магазинах.
Хромовые квасцы (сернокислый хром и калий-хром сернокислый) применяют в тех случаях, когда необходимо получить зеленовато-серые (цвет хаки), бежевые и коричневые тона.
С помощью оловянной протравы (хлористого олова) можно получать самые различные оттенки желтого цвета.
Железоаммониевые квасцы (железа аммония сульфат) используются при получении голубых, серо-голубых и синих холодных тонов. Железоаммониевые и хромовые квасцы можно приобрести в магазине фототоваров.
Протравный раствор составляют из расчета 3-10 г солей металлов на 1 л воды. Если нужно получить более светлые тона, то кладут минимальное количество квасцов, а если темные - максимальное. Протравленный раствор тщательно перемешивают и опускают в него подготовленные для квасцевания промытые и обезжиренные материалы. Раствор кипятят на медленном огне в течение часа, не забывая периодически перевертывать материал деревянной палкой или щипцами. Закончив квасцевание, материал извлекают из протравы, слегка отжимают и опускают в посуду с красильным экстрактом. Если же используется одна и та же посуда, то из нее выливают отработанные квасцы и заливают экстракт, который затем доводят до кипения. Именно в этот момент происходит непосредственное окрашивание ткани. Материал кипятят в экстракте в течение одного часа. Чтобы прокрашивание было равномерным и глубоким, материал время от времени переворачивают и опускают в экстракт всплывающие части.
Окрашенную ткань вынимают из красильного раствора и, не ополаскивая в воде, вывешивают сушить примерно на сутки. За это время, как говорят мастера, краситель дозревает. Только после этого материал можно как следует прополоскать в чистой воде, чтобы удалить оставшиеся сверху частицы красителя.
Технологию крашения растительными красителями можно осваивать, обрабатывая небольшие лоскутки белой ткани. Окрашенные лоскутки можно использовать как образцы, наклеив их на белый картон и сделав под каждым подписи, указывающие, какое в каждом конкретном случае использовано сырье, а также протрава. Сырье для получения экстрактов на первых порах используют самое доступное. Даже в городе всегда найдутся сорные травы, содержащие красящие вещества. Если, скажем, дело происходит летом, то на пустыре всегда можно набрать цветы донника и листья чернобыльника. С ними-то в первую очередь и проводят различные эксперименты. Только потом, когда будут получены хорошие результаты, можно расширить палитру травяных красителей. Сделать это, конечно же, проще всего на садовом участке или в деревне.
Источник - http://www.traditions.ru/books/suhtravy/6-1.htm
Комментариев нет:
Отправить комментарий